Профориентация, или разговор по душам

Чем ближе срок окончания школы и выбора будущей профессии, тем тревожнее на душе у родителей. «Что будет с моим ребенком? Куда поступать дальше? Что выбрать? Кем хочет быть мое чадо?…» Эти и многие другие вопросы так и роятся в голове.

Кем быть?

Повезло, если ребенок «с пеленок» знает, кем он хочет стать, если почувствовал и осознал свое призвание. Остается только выбрать подходящее учебное заведение и помочь в подготовке к поступлению.

А если в этом вопросе ясности никакой нет и один туман в голове у подростка? Если на вопрос родителей: «Какие у тебя дальнейшие планы?», ребенок говорит, что «как все – так и он, модно сейчас дизайнером быть»

Но родителям понятно ведь, что одной «дани моде» мало – надо еще и способности определенные иметь. Например, в сфере дизайна – пространство и цвет чувствовать, не бояться экспериментировать, отпускать мысль в творческий полет.

Получается, есть несколько крайностей – одни ребята выбирают свое будущее, повинуясь внутреннему зову, забывая о практической стороне дела. А другие, наоборот, только о величине заработка или престижности думают, забывая о том, что важно себя в профессии найти, максимально раскрыв свои потенциалы, задатки и способности («чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»).

Мудрость родителей

профориентацияТак как же родители могут помочь своим детям в таком непростом вопросе самоопределения?

Самое простое и самое сложное одновременно – это доверительно и неформально побеседовать с ребенком о будущем, суметь задать наводящие вопросы и терпеливо выслушать ответы, «не хватаясь за голову» от неожиданности или удивления.

•    Для начала надо выбрать подходящий момент, чтобы и у Вас было вдохновение, и ребенок был настроен на откровенный разговор «по душам». Не стоит директивно навязывать себя – в таком случае искренности сложно ожидать. И упрашивать тоже не надо.

Хорошо бы найти «золотую середину» — позицию двух равных участников диалога. Можно сформулировать свое приглашение к беседе, например, так: «Давай обсудим планы. Когда у тебя будет свободное время? Я думаю, нам может понадобиться 30-50 минут» или «Я бы хотел(а) поговорить с тобой о будущем. Как ты на это смотришь?»

•    Следующий шаг – выбрать место для беседы, комфортное для обоих. Но главное, чтобы ребенок чувствовал себя «как дома». И уделите внимание пространственному расположению – вы должны быть «на равных», т.е. не нависать над ребенком и не сидеть ниже его.

Мечты, мечты…

•    А теперь, как говорится,  «на старт, внимание, марш!» Начать беседу можно, например, с фразы «Давай с тобой попутешествуем во времени». Спросите подростка о его Мечте, о его самой большой, главной мечте. И очень терпеливо, внимательно выслушайте его. Возможно, понадобятся наводящие вопросы: «Есть ли у тебя самая большая мечта, главная мечта? О чем ты мечтаешь? Что самое важное в своей жизни ты хотел бы сделать, совершить, достичь…?»

Кстати, всем нам не мешало бы ответить на этот вопрос. Отвечая глубоко и вдумчиво, человек, по сути, рассказывает о своем предназначении.

профориентация•    Если глобальную перспективу мы смогли увидеть, переходим к стратегическим шагам. «Представь, что тебе 28 лет. Кто ты, чем занимаешься?» Обычно подросткам не сложно абстрагироваться от действительности и заглянуть в «другую реальность». Помните об уточняющих, наводящих вопросах: «Кем ты работаешь? Тебе нравится то, чем ты занимаешься? Поддерживают ли тебя в этом твои близкие, окружающие? А что тебя не устраивает, что ты хотел(а) бы изменить в данной ситуации? Ты реализуешь себя, свои способности? и т.п.»

Если ребенок смог ответить на эти вопросы, назвал род деятельности, и она ему нравится – это самый благоприятный вариант. Однако путешествие еще не закончилось, и мы движемся дальше.

•    Делаем еще один шаг в будущее: «Представь, что тебе сейчас 42 года. Что изменилось в твоей жизни? Кем ты работаешь, чем занимаешься? Тебе это нравится? Ты приближаешься к своей мечте? Что еще нужно сделать, чтобы свершить задуманное? Что ты еще не успел сделать?…»

Вопросы могут быть самые разные и ответы могут быть самые неожиданные, поэтому будьте терпеливы, внимательны, чутки и тактичны – фантазируя о перспективах, мы чуть-чуть предопределяем будущее. В этот момент мы «чуть-чуть волшебники». Поэтому разговор надо направлять в позитивное, оптимистичное русло, давая ребенку понять, что у него обязательно все получится!

Три кита

профориентация•    Теперь собираем всю информацию воедино и смотрим на карту «перспективных действий» — обсуждаем тактические шаги.

Возможно, род деятельности в 28 лет и в 42 года не совпадает. Тогда важно выяснить, что «ближе» ребенку, что ему «по душе» и к чему у него больше склонностей, способностей. Но помните, что на одних способностях без интереса к деятельности (без мотивации, как говорят психологи) далеко не уедешь. Все может получаться, но если удовольствия человек не получает от своей работы, может и депрессия наступить, апатия, может и смысл жизни потеряться.

В идеале «интерес» и «склонности» должны совпадать. Тогда остается только выбрать подходящее учебное заведение и поступить в него. Можно только пожелать «Всего самого наилучшего!»

Если «интерес» есть, а способности к данному виду деятельности ослаблены – ничего страшного. Способности поддаются «тренировке». Решите, чем нужно заняться в ближайшее время, чтобы развить необходимые способности, на какие курсы записаться, чему научиться. Как говориться, «было бы желание…»

А вот если способности есть, а «интереса» нет – надо думать дальше, искать другие возможные варианты, вспоминать, какие занятия ребенка всегда вдохновляли, увлекали. Пробовать, узнавать, расспрашивать знакомых об их профессиональных занятиях, читать соответствующую литературу, заглядывать на сайты по профориентации или обратиться к специалисту за консультацией.

•    В конце разговора «по душам» или «путешествия во времени» обязательно подведите итоги, спросите ребенка о его впечатлениях, о его настроении, о том, было ли ему интересно и полезно и т.п.

И обязательно поблагодарите подростка за то доверие, которое он вам оказал, взяв вас с собой в это путешествие!

Напоследок хочется отметить, что такая беседа – это только начало увлекательного и зачастую сложного пути в мир профессиональной деятельности и творческой реализации Человека. Удачи вам на этом Пути!

© Оксана Лузина, i100k.ru

Поделитесь с друзьями


Если вам понравилась статья, подпишитесь на рассылку (это бесплатно)

Теги: , ,

Автор:

Коуч, семейный психолог, автор и ведущая тренинговых программ из цикла «Мужчина Да Женщина. Искусство Близости» и «Кристалл Любви», соавтор танцевально-тренинговой программы «Радуга Жизни».

6 комментариев к “Профориентация, или разговор по душам”

  1. Татьяна:

    Спасибо большое, информация очень полезна для родителей только не уточнили с какого возраста нужно говорить с ребенком ..

  2. Оксана Лузина:

    Татьяна, говорить с ребенком, конечно, можно и нужно в любом возрасте… Просто в 7 лет это будет больше фантазирование и мечтание, как путешествие в сказку — и это поможет ребенку приблизиться к самоидентификации. А в 12-14 лет это уже будет более «взрослый» разговор с серьезными мыслями со стороны подростка. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что родители поддерживают, не критикуют, хотят помочь — тогда он будет смелее и увереннее в своих поисках.
    Да и нам взрослым иногда стоит совершить такое путешествие в своих мыслях — вдруг мы поймаем новое вдохновение и откроется второе дыхание?

  3. Михаил:

    «Получается, есть несколько крайностей»

    Описано только две крайности. Где остальные? :-)

    «доверительно и неформально побеседовать с ребенком о будущем»

    Это не обязательно. Моя мама чисто интуитивно выбрала мне профессию, и этот выбор оказался супер!

    • Оксана Лузина:

      Михаил, здорово, когда у мамы развита интуиция, которой доверяют оба — она и ребенок, и когда мамин выбор оказывается «супер!».
      И все же, какими бы мудрыми, интуитивными и «продвинутыми» ни были родители, для дальнейшей самостоятельной, осознанной жизни, ребенка важно научить самостоятельно думать, чувствовать и понимать себя, свои потенциалы, предрасположенности и мотивы. Поэтому со стороны родителей важен не только полезный совет, но и побуждение ребенка к самоисследованию, самоанализу и самочувствованию…

  4. Вася:

    Здравствуйте, а что мы думаете о профориентации в школе, как советуют на этом … сайте? Нужно ли её проводить или всё же оставить эту затею родителям

    • Оксана Лузина:

      Думаю, что любые варианты профориентации будут полезны — в познании и понимании себя, в расширении взгляда на мир профессий и себя в нем и т.д. Поэтому важно чтобы и в семье, и в школе этому уделяли внимание не формально, с душой.

Поделиться мнением

Сообщение: